АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ от РОО "Зоозащитники Бурятии":
в порядке ст. 208 главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
Во исполнение Закона Республики Бурятия от 07.11.2008 N 574-IV "О содержании и защите домашних животных на территории Республики Бурятия" Правительством Республики Бурятия принято Постановление от 8 июля 2014 года № 318 «об утверждении порядка отлова, транспортировки и содержания безнадзорных домашних животных в Республике Бурятия». Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.04.2015 г. № 213 в данный порядок отлова, транспортировки и содержания безнадзорных домашних животных в Республике Бурятия введен п. 15.1., который имеет следующее содержание:
«Одичавшие домашние животные - это отдельные особи домашних животных, полностью неподконтрольные человеку и не содержащиеся им, живущие в условиях естественной свободы в среде обитания.
Отнесение безнадзорных домашних животных к одичавшим домашним животным осуществляется специалистом в области ветеринарии по результатам осмотра безнадзорного домашнего животного при условии отсутствия регистрационного знака, в том числе с использованием специальных сканирующих средств.
(…) Сроки содержания одичавших домашних животных в приютах устанавливаются нормативным правовым актом Управления ветеринарии Республики Бурятия.
Одичавшие домашние животные, не переданные новым владельцам, невостребованные физическими и юридическими лицами, подлежат усыплению на основании заключения специалиста в области ветеринарии».
Делегирование Управлению ветеринарии Республики Бурятия полномочий по определению сроков содержания одичавших домашних животных в приютах послужило основанием для издания Управлением Ветеринарии Республики Бурятия Приказа от 27 апреля 2016 г. № 01-06-47.
Полагаем, что пункт 15.1. Постановления Правительства РБ №318 и Приказ Управления Ветеринарии Республики Бурятия от 27 апреля 2015 г. № 01-06-47 противоречат федеральному законодательству в части установления оснований для умерщвления (усыпления или эвтаназии) животных, - а именно – Гражданскому кодексу Российской Федерации, Санитарным и Ветеринарным правилам, действующим на всей территории РФ.
Частью 3 пункта 15.1. установлено усыпление отловленного одичавшего домашнего животного при условии их невостребованности физическими и юридическими лицами и отсутствия лиц, изъявивших желание стать их владельцами. Отнесение безнадзорных домашних животных к одичавшим домашним животным возложено на специалиста в области ветеринарии по результатам осмотра при условии отсутствия регистрационного знака.
Согласно Приказу Управления ветеринарии РБ от 27.04.2015 N 01-06-47 «Об установлении сроков содержания одичавших домашних животных в приютах на территории Республики Бурятия», установлены сроки содержания отловленных одичавших домашних животных в приютах:
- животных, проявляющих агрессию по отношению к человеку, не способных к адаптации, смене среды обитания и условий жизни (не откликаются, не подходят, стараются вырваться из вольера, не принимают корм от человека), - 3 суток;
- животных, способных адаптироваться к смене среды обитания и условий жизни (не проявляют необоснованную агрессию, положительно реагируют, подходят и принимают корм от человека), которые могут передаваться новым владельцам, - 7 суток (п.1 Приказа)
При выбытии животного из законного владения собственника помимо его воли и при отсутствии на нем регистрационного знака, данное животное подпадает под действие пункта 15.1. и подлежат усыплению через 3 и 7 дней, при условии если они не переданы новым владельцам, и не востребованы физическими и юридическими лицами.
В соответствии со ст. 230 Гражданского кодекса РФ, лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника.
Лицо, задержавшее безнадзорных животных, и лицо, которому они переданы на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать и при наличии вины отвечают за гибель и порчу животных в пределах их стоимости.
В силу п. 1 ст. 231 Гражданского кодекса РФ, если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них.
При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления.
Таким образом, нормы статей 230, 231 ГК РФ регулируют порядок возврата, содержания, пользования и приобретения права собственности на безнадзорные домашние животные. Отнесение безнадзорных домашних животных к одичавшим домашним животным законодательством императивно не установлено. Кроме того, понятие «домашнее» характеризует принадлежность (относящийся к дому), а понятие «одичавший» характеризует внутреннее состояние (враждебный).
В силу ст. 137 Гражданского кодекса Российской Федерации, к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное. При осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности.
Учитывая установленный ст. 137 Гражданского кодекса РФ принцип гуманности как основной принцип обращения с животными, отлов безнадзорных животных должен осуществляться с учетом этого принципа и обеспечивать возможность возврата животного его законному владельцу.
В соответствии с ч.ч. 1-3 ст. 35 Конституции Российской Федерации, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Следовательно, распоряжение отловленным одичавшим домашним животным путем его усыпления влечет за собой нарушение прав собственности, поскольку потенциально любое безнадзорное животное может иметь собственника.
Также оспариваемые нормы приняты в нарушение Ветеринарных правил (ВП 13.3.1103-96), которые дозволяют умерщвлять исключительно животных, больных бешенством (п.5.6.ВП) и пункта 9.5. Санитарных правил (СП 3.1.7.2627-10), «Профилактика бешенства среди людей», утвержденных Приказом Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.05.2010 № 54, принятых и действующих на территории Российской Федерации, предусматривающих, что регулирование численности безнадзорных животных проводится исключительно путем их отлова и содержания в приютах. Все животные должны быть привиты против вируса бешенства.
Во всех остальных случаях законодательство РФ не предусматривает усыпление (эвтаназию) животных, поступивших в муниципальную собственность, ни до, ни после окончания срока их содержания в приютах, в качестве способа регулирования их численности. И федеральное законодательство не предоставляет субъектам федерации права устанавливать эвтаназию в качестве метода регулирования численности животных по своему усмотрению.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Закона РФ № 4979-1, ветеринарные правила (правила в области ветеринарии) являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования, в том числе, при идентификации и учете животных, их обороте и убое, а также определяют права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, подведомственных им организаций в указанной в настоящей статье сфере деятельности.
Ещё в 1978 г. ЮНЕСКО провозгласила Всемирную декларацию прав животных. В Декларации, в частности, утверждается, что животные имеют право на существование, уважение, надлежащий уход и заботу; юридический статус животных и их права должны быть признаны законодательно; интересы безопасности и защиты животных должны учитываться на высоком государственном уровне. Умерщвление животных противоречит принципу гуманности.
Согласно статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с Уставом Региональной общественной организации «Зоозащитники Бурятии», целями создания Организации являются охрана и защита животных. Для достижения уставных целей Организация осуществляет: - организацию содержания животных на территории населенных пунктов в соответствии с установленными требованиями, обеспечивающими предупреждение распространения заболеваний, переносимых животными; - содействие в организации выполнения действующего законодательства о защите животных соответствующими органами, предприятиями, организациями и учреждениями;- взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, иными организациями и отдельными лицами по вопросам охраны и защиты животных; - организацию ветеринарных служб и приютов для бездомных животных; - пропаганду гуманного обращения с животным, не допущения жесткого обращения с ними, обеспечения соответствующего содержания и кормления животных, согласно зоогигиеническим требованиям, а также проведения обязательных лечебно-профилактических мероприятий в сроки, определенные инструкциями, рекомендациями по содержанию животных. Оспариваемые нормы, по нашему мнению, ограничивают права РОО «Зоозащитники Бурятии», на реализацию общественных инициатив в сфере защиты безнадзорных животных.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 211, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ПРОШУ:
Признать пункт 15.1. Постановления от 8 июля 2014 года № 318 «об утверждении порядка отлова, транспортировки и содержания безнадзорных домашних животных в Республике Бурятия» и Приказ Управления Ветеринарии Республики Бурятия от 27 апреля 2015 г. № 01-06-47 незаконными и недействующими со дня принятия.
В результате долгих судебных заседаний иск РОО "Зоозащитники Бурятии" был частично удовлетворен. Решение Верховного Суда Республики Бурятия от 14 марта 2017 года:
Признать недействующим со дня принятия приказ Управления Ветеринарии РБ от 27 апреля 2015 года №01-06-47 "Об установлении сроков содержания одичавших домашних животных в приютах на территории Республики Бурятия", а также отдельных положений Порядка отлова, транспортировки и содержания безнадзорных домашних животных в Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 8 июля 2014 года №318.
В настоящее время нами подана аппеляция, поскольку мы считаем, что иск должен быть удовлетворен полностью!