Ниже представляем Вашему вниманию общие положения из выступления сопредседателя РОО "Зоозащитники Бурятии" на слушаниях в Общественной палате Республики Бурятии. При копировании или цитировании просим ссылаться на данную публикацию.
Считаем, что данный законопроект противоречит действующему федеральному законодательству и не может быть принят в такой редакции.
Отношения в области обращения с животными являются гражданско-правовыми и не могут регулироваться на региональном уровне, это прямо запрещено Гражданским Кодексом РФ, который имеет приоритет над остальными федеральными законами, регулирующими гражданские правоотношения (ст. 3 ГК РФ). Все субъекты гражданских правоотношений несут бремя гуманного обращения с животными.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "Об ответственном обращении с животными" его целями являются защита животных, а также укрепление нравственности, соблюдение принципов гуманности.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ обращение с животными основывается на следующих нравственных принципах и принципах гуманности:
1) отношение к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания;
2) ответственность человека за судьбу животного;
3) воспитание у населения нравственного и гуманного отношения к животным;
4) научно обоснованное сочетание нравственных, экономических и социальных интересов человека, общества и государства.
Согласно ст. 17 N 498-ФЗ (ред. от 24.07.2023), осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев способами, предусматривающими жестокое обращение с животными, не допускается. Согласно ст. 3 № 498-ФЗ, жестокое обращение это обращение с животным, которое привело или может привести к гибели, увечью или иному повреждению здоровья животного (включая истязание животного, в том числе голодом, жаждой, побоями, иными действиями), нарушение требований к содержанию животных. Умерщвление жизнеспособных животных является жестоким обращением с ними и даже собственник не вправе таким образом распорядиться своим домашним животным (ст.9 фз 498). Данные действия подпадают под статью 8.52, части 2,3, и статью 245 УК РФ.
Пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона определено, что в полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области обращения с животными без владельцев входит установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством РФ Методическими указаниями, которые утверждены Постановлением РФ от 10.09.2019 г. №1180.
В данных Методических указаниях не предусматривается размещение отловленных животных в пунктах временного содержания и тем более усыпление животных по причинам, не предусмотренным федеральным законом.
В постановлении отмечено, что соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, а это отлов, размещение в приютах, стерилизация, вакцинация и по возможности выпуск, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности.
В рассматриваемом проекте закона в статье 3 установлен срок пребывания отловленных животных в пункте временного содержания до 30 календарных дней. Пунктом 5 статьи 4 проекта установлено, что зарегистрированные животные в течение 3 дней с момента установления владельца передаются по непонятной причине НЕ владельцу, а в приют для поиска прежнего владельца.
Данные положения грубо нарушают нормы статей 230, 231 Гражданского кодекса РФ, которыми установлено:
Статья 230 ГК РФ. Лицо, задержавшее безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника.
Статья 231 ГК РФ. Если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них.
Часть 4 статьи 4 проекта закона устанавливает норму по содержанию животных без владельцев в приюта без ограничения по времени за счет собственных средств. В то же время в статье 16 ФЗ 498 «Приюты для животных» подобная норма отсутствует. Таким образом разработчик пытается изменить норму Федерального закона в нарушение Регламента.
Частью 5 статьи 4 устанавливается передача зарегистрированных животных в приюты, в случае отсутствия результатов поиска прежнего владельца или отказа владельца от животного — а это те же невостребованные животные, в период содержания в приюте должны согласно части 7 статьи 4 проекта пройти повторный карантин 10 дней и по истечению этого срока приют осуществляет возврат неагрессивных животных на места, определенные ОМСУ. В то же время эти животные должны пройти стерилизацию, вакцинацию за те же 10 дней??
Пункт 4 статьи 5 проекта о запрете выпуска невостребованных животных противоречит части 7 статьи 4 того же проекта, разрешающей выпуск.
Пункты 3,4,5,7 части 1 статьи 6 проекта закона противоречат статьям 1,3,4,9,11,16,17 Федерального закона № 498 №Об ответственном обращении с животными».
Таким образом, в проекте вышеуказанного закона Республики Бурятия нарушаются все принципы и цели федерального законодательства в этой сфере, а именно допускается умерщвление животных, подпадающих под определенные критерии: агрессивных, невостребованных физическими или юридическими лицами. Под эти критерии может подпадать практически любая собака, отловленная с улицы (определение агрессивности в проекте закона не конкретно, не содержит четких критериев, отсутствует требование о вхождении в состав комиссии, определяющей агрессивность животного, специалиста по зоопсихологии животных).
Кроме того, отловленных животных без владельцев допускается содержать в , так называемых, пунктах передержки. Чёткие требования к таким пунктам передержки, в отличие от требований к приютам, ОТСУТСТВУЮТ.
В случае принятия закона, на территории республики Бурятия будет узаконена преступная деятельность по массовому умерщвлению животных без владельцев.
Нельзя возвращаться к порочной практике массового убийства собак прежних лет, которая не принесла никакого положительного результата, а наоборот привела к росту количества безнадзорных животных, росту финансирования на их отлов и уничтожение, увеличению количества покусов. За 10 лет до принятия ФЗ 498 с 2009 по 2019гг в республике потрачено на отлов и уничтожение животных более 150 млн. рублей, убито более 140 тысяч животных. Но проблема осталась не решенной. И все это потому, что у нас борются со следствие болезни, а не с ее причиной.
Главная причина наличия животных без владельцев состоит в безответственном отношении населения республики к своим питомцам. Безконтрольное размножение, самовыгул, массовое выбрасывание ненужного приплода на улицы городов и сел. Если не остановить этот процесс, отлов будет бесконечным, как и бесконечным выкачивание денег из бюджета республики.
По данным Роспотребнадзора количество обращений по факту нападения собак по республике в 2019 году составляло 4134 случая, за 9 месяцев 2023 года — 2170, то есть снизилось почти в 2 раза. Значит программа ОСВВ на территории республики работает и необходимо ее продолжить.
Правильно проводимое ОСВВ устойчиво снижает численность популяции собак, количество наносимых животными укусов, количество заявок на отлов со стороны населения, помогает искоренить бешенство на территории, а значит, уменьшает накал проблемы безнадзорности и обеспечивает, прежде всего, интересы человека.
По данным Росприроднадзора власти 14 регионов вносят или уже внесли изменения в местные законы. В первую очередь, они касаются введения штрафов за несоблюдение правил выгула собак и обязательной регистрации домашних питомцев. Около половины всех регионов страны заявили, что не собираются разрешать усыпление бездомных животных.
В Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, на Алтае, Камчатке, в Мурманской, Костромской области, Новосибирске система ОСВВ показывает положительные результаты. Количество случаев нападения безнадзорных собак на людей здесь значительно сократилось.
В Нижнем Новгороде с численностью населения большем, чем в нашей республике в целом, всего лишь за пять лет ведения данной программы количество стерилизованных самок безнадзорных собак без владельцев на улицах удалось довести до 60%,что обеспечило коренной перелом ситуации в лучшую сторону. Главный результат- количество безнадзорных животных стало значительно уменьшаться. Так, с максимального количества 15 295 особей в 2015г. численность популяции сократилась до 3 608 голов, на 76% в 2021г.
На 2022 год в Нижнем Новгороде в плане отлова зафиксировано всего 250 собак. А в первые годы работы ОСВВ в нем было по 5 тыс. животных ежегодно.
В Мурманской области принцип ОСВВ работает – число пострадавших граждан от укусов в 2022 г. снизилось на 18% до 354 человек. В этом году регион выделил на работу с бездомными животными 75 млн руб. За счет ОСВВ с 2019 по 2022 г. число травм, полученных от укусов в Камчатском крае, снизилось в 1,7 раза до 404 случаев.