В Ненецком автономном округе открылся приют для животных с современными вольерами, финансируемый из бюджета региона. Таким образом, Нарьян-Мар присоединился к пяти российским городам, в которых уже есть муниципальные приюты и центры временного содержания для животных.
Открытия приюта местные жители ждали с 2012 года — ранее в регионе не было подобных заведений. Однако из-за недобросовестности подрядчиков строительство затянулось. Все это время бездомные собаки и кошки жили в будках, расположенных в лесу за городом. Сейчас 75 собак и около 30 кошек переселены в просторные вольеры.
Современное сооружение стоимостью 12 млн рублей позволяет содержать на территории около 100 животных одновременно.
Приют построен по заказу казенного учреждения Ненецкого округа «Станция по борьбе с болезнями животных». Из бюджета НАО приюту ежегодно будет выделяться 10 млн рублей. Среднесуточная стоимость содержания одной собаки — 360 рублей. В приюте работают 11 человек, пятеро из них дежурят круглосуточно.
В приюте 40 вольеров для собак общей площадью 115 кв. м, площадка для выгула собак, зимние помещения и административно-хозяйственное здание, где проводятся операции и хранятся продукты. Каждый вольер состоит из двух частей: на улице просторный вольер, а внутри здания — теплая комнатка. Внутри есть канализация, а большую часть площади занимает будка. Разделяющая части вольера дверь — пластиковый стеклопакет.
«Проект приюта создавался практически с нуля, поэтому имел ряд недоработок.
К примеру, отсутствовали теплое помещение для кошек и других некрупных животных, карантинное и послеоперационное помещения. Металлическая сетка на вольерах — слишком тонкая, крупные псы постоянно ее разгрызают», — рассказывает Игорь Зелянин, директор КУ «Станция по борьбе с болезнями животных».
Последние месяцы несовершенство проектных решений приводили в соответствие с требованиями. В этом также помогали волонтеры. С их помощью был построен и утеплен сруб, в котором обосновался «кошкин дом». Кошки не сидят в клетках, а могут свободно перемещаться по территории. А на лето запланированы работы по замене сетки на вольерах на более прочную.
«Процедура такая: с отлова животные поступают в карантин, и мы отводим месяц, чтобы объявились хозяева, если собаки или кошки были потеряны. Далее животное стерилизуется, чипируется и переводится в вольер. Крупные псы живут отдельно, а небольшие собаки и щенки живут вместе», — рассказал «Газете.Ru» главный ветеринарный инспектор НАО Александр Антонов.
Между тем приют не сможет содержать собак пожизненно: через полгода, по закону, бездомные животные должны быть переданы в муниципальную собственность, а это означает, что дальше им грозит усыпление.
На деле если клетки не требуются для новых животных, то собаки продолжают жить в них, утверждает главный ветеринарный инспектор.
Нарьян-Мару повезло — в городе не так много бездомных животных. С начала этого года в городе и его окрестностях было отловлено чуть выше 300 животных. Треть из них оказались потеряшками, и их вернули домой. Еще 80 собак и кошек нашли себе новых хозяев.
«К нам в приют можно прийти в рабочее время и выбрать любое животное. Лучше позвонить и предупредить, но если гости пришли без предупреждения, то их, конечно, тоже примут», — поясняет Александр Антонов.
Работа с бездомными животными находится на контроле у главы региона Игоря Кошина. Поэтому скоро жителей НАО могут обязать, как в Великобритании, чипировать своих питомцев.
«С 2015 года мы чипируем животных, попадающих в приют. Сейчас в округе разрабатывается законопроект об обязательной регистрации и чипировании всех четвероногих питомцев. Убежден, что эти процедуры не только облегчат процесс нахождения потерявшегося животного, но и дисциплинируют владельцев, обязывая их своевременно вакцинировать своих питомцев», — говорит губернатор.
Закон обязывает региональные власти отлавливать собак и содержать их. На отлов выделяются деньги, но затем практически везде собаки усыпляются, иногда — стерилизуются и выпускаются обратно на волю. Муниципальные приюты и центры временного содержания животных сейчас действуют лишь в пяти городах. В Москве с 2007 года в 13 муниципальных приютах живет свыше 16 тыс. собак и около одной тысячи кошек. Животные содержатся пожизненно. В Перми муниципальный приют был основан в 2000 году. В 2014 году ему не хватало денег на прокорм животных: в вольерах жило 470 собак, в то время как деньги выделялись на 200 голов. В итоге часть питомцев были усыплены. В 2015 году вокруг него вспыхнул скандал: директор приюта был осужден за растрату бюджетных средств. В Екатеринбурге с 2010 года при компании по отлову животных ЕМУП «Спецавтобаза» работает муниципальный пункт кратковременного содержания животных. С ним сотрудничают волонтеры и сотрудники других приютов и благотворительных фондов, поэтому если за три недели собаке не нашли хозяина, то ее переводят в частный приют или на передержку. «Лишних» животных усыпляют. Некоторые собаки продолжают жить в пункте, если на них добросердечные люди отправляют пожертвования. В Казани был муниципальный приют в поселке Мирный на 150 мест, однако он был продан организации по отлову ООО «Центр по контролю за животными». Собаки там содержатся до 30 дней, а затем должны отпускаться на волю. При этом в комитете ЖКХ Казани предлагали ввести эвтаназию, сообщала год назад газета «Коммерсантъ». В Мурманске действует «Центр временного содержания собак и кошек». Предприятие получает контракты на отлов животных, часть усыпляет сразу, остальных помещает в вольеры.