Развитие детей получает неожиданные преимущества от присутствия домашнего любимца
Один из поучительнейших уроков в жизни мне преподала собака. Был сочельник 1989 года, а наш дом выгорел дотла. Мы стояли в снегу, одетые в пижамки, а наш ньюфаундленд Алфи всё бегал к дому, чтобы убедиться, все ли дети выбрались и вся ли семья в безопасности. (К счастью, никто не пострадал.) Из всего, что я в жизни видела, этот поступок было самым бескорыстным и безоговорочным проявлением любви.
Будем надеяться, что не у всех воспоминания будут столь драматичными, но вообще домашние любимцы — неоценимые помощники при воспитании у членов семьи (особенно детей) «эмоционального интеллекта» (EQ), которым измеряется способность к эмпатии (сопереживанию), пониманию других и ощущению единства с ними. Показатель EQ лучше, чем IQ, показывает, насколько успешно ребёнок будет справляться со школой. В самом деле, воспитатели детских садов сообщили, что в этом вопросе величина EQ важнее, чем умение читать или держать карандаш. В отличие от показателя IQ, с которым человек рождается, EQ можно развивать, и кто, как не любящий питомец, отрада всей семьи, лучше всего с этим справится? «Эмоциональный интеллект» детей развивается благодаря питомцу по пяти направлениям.
Совершенствуется способность к эмпатии
Эмпатия — одна из основных составляющих EQ, воспитывать и формировать её следует уже в раннем детстве. В различных исследованиях, проводимых в США и Великобритании, и в том числе в последней работе психолога Роберта Порески из Университета штата Канзас, показывается взаимосвязь между привязанностью к животному и более высокими баллами по эмпатии. (Едва ли эта мысль нова: в 1699 году философ Джон Локк советовал поручать детям заботу о животных, чтобы «приучать детей с самой колыбели мягко относиться ко всем чувствующим существам».) Причина этого очевидна: забота о питомце не дает эгоцентричному ребёнку заниматься только собой. К эмпатии относится также способность воспринимать невербальные знаки — выражения лица, язык тела, жесты — а животные общаются именно так. Когда ребёнок слышит мяуканье голодного котёнка или видит, как собака подбегает к двери, просясь на прогулку, он начинает думать, каковы их потребности и что он может сделать для них.
Воспитывается чувство ответственности и повышается самоуважение
В старой отговорке «не буду заводить питомца, потому что в итоге мне о нём и заботиться» упускается из виду главное. В исследовании говорится — если поручать детям подходящие по возрасту задачи (малыша учить ласково обращаться с хомячком, пятилетнего ребёнка просить наполнять миску с едой, а подростку разрешить самостоятельно выгуливать собаку) и давать положительную оценку проделанной работе, — дети почувствуют свою значимость, что повысит их самоуважение. Начинать можно как можно раньше: когда домой к моей дочери пришёл мастер по настройке UPS, её двухлетняя дочка уже умела отдавать команду их бернской овчарке «Райли, иди на место!».
Уменьшается стресс
Совместно с обществом «Дельта» мы проводили исследования в Национальном институте по изучению тяжёлых переживаний в детском возрасте, помещая в детские группы поддержки специально обученных золотистых ретриверов. Собака-терапевт сидела перед волнующимся ребёнком и клала голову ему на колени. Когда ребёнок начинал гладить собаку, было видно, что он успокаивается. Мы изучили уровень кровяного давления у собак и детей — в ходе эксперимента его уровень снижался и у тех, и у других.
Ребёнку легче научиться читать
Правда-правда. Благодаря чтению способность ребёнка к восприятию переживаний и эмоций других значительно увеличивается, однако обучение чтению может вызывать напряжение. И хотя чтение вслух очень важно для развития способности читать и писать, для ребёнка, который боится или смущён, это может быть сущей мукой. Решение? Чтение перед питомцем. Поскольку животные обладают безграничным терпением, дети могут читать в своём ритме и проговаривать сложные слова, не боясь оценок. Лори Фрейзен из университета Альберты (Канада) изучала, как присутствие собаки-терапевта в классе влияет на развитие способности читать и писать, причём эксперимент проводился с её группой второго года обучения при участии её собственного пса Танго. Фрейзен заметила, что благодаря возникновению «ситуативного интереса» (когда в условиях обучения появляется нечто новое, собака, например) удаётся завладеть вниманием детей. Благодаря присутствию собаки-терапевта, в частности, дети получают «познавательный опыт с вовлечением нескольких органов чувств». Собаки общительны, охотно откликаются на действия человека и «обладают ограниченной способностью к восприятию устного языка». Это способствует обучению.
Детям легче выражать свои эмоции
Будучи консультантом при государственных школах в городе Рай, штат Нью-Гэмпшир, Рэндалл У. Бэкмен отметил в своей научной статье, что при ответе на вопрос, к кому бы они обратились с проблемой, дети постоянно указывали своих питомцев. И меня это совсем не удивляет. Детям может быть сложно обсуждать сильные переживания со взрослыми. Когда я сотрудничала с Национальным институтом по изучению тяжёлых переживаний в детском возрасте, я работала с детьми со всего мира, которые испытывали душевные травмы, вызванные войнами или природными бедствиями. После урагана «Катрина» в Новом Орлеане или стрельбы в школе «Сэнди-Хук» детям было сложно выражать грусть или гнев. Они вновь и вновь рассказывали о произошедшем, пока не чувствовали, что к ним возвращается утерянное чувство самообладания в ситуации, которой они не могли управлять. В такие моменты помощь любящего животного неоценима.
http://www.washingtonpost.com
Автор — Дениз Дэниелс; 14 апреля.
Количество просмотров:
Вернуться в раздел Информация, статьи, истории