В последние дни нарастает шумиха, связанная с очередным случаем гибели человека в России от нападения бездомных собак. К сожалению, информация о подобных трагедиях в последние годы стала привычной, но данный случай – смерть ребенка – видимо, стал уже предельной чертой. По поводу решения проблем бездомных собак высказались депутаты Государственной Думы, выступили многие СМИ. Мы увидели, как на федеральном уровне власти стали продвигаться законы, которые по непонятным причинам тормозились долгие годы. Например, наконец, узаконили право городов и поселений тратить средства своих бюджетов на отлов бездомных животных – из-за формального отсутствия этого права на месяцы и годы было парализовано регулирование численности бездомных животных в целом ряде городов России. Надеемся, что пришло понимание, что более нельзя тянуть с принципиальным решением проблемы бездомных животных на уровне страны.
Но каким образом её можно решить?
Сейчас, на волне понятных эмоций слышны призывы (в том числе и с высоких трибун) о полном истреблении бродячих собак, вплоть до их отстрела. Распространяется ненависть и страх перед животными. Однако средства наподобие отстрела доказали свою неэффективность в перспективе, и фактически находятся вне закона (что не раз подтверждалось судебными решениями по всей стране). Наконец, такие подходы вызывают бурное отторжение широких слоев любителей животных и протесты зоозащитников.
Однако надо констатировать, что и отечественное зоозащитное движение на местах часто не до конца понимает, каким образом решать проблему. «Традиционной» зоозащите свойственен стихийный радикализм и недостаток знаний и опыта. Обычно они предлагают внешне гуманный метод стерилизации бездомных собак с последующим выпуском их назад (метод ОСВ – «отлов-стерилизация-возврат») и полный запрет усыпления в приютах. При этом забывается то, что ОСВ вообще принципиально не способен эффективно снизить численность собак, рекомендован только для слаборазвитых стран с неизбежной бездомностью собак и никогда не применялся в странах, успешно решивших проблему!
Попытки введения ОСВ в ряде регионов России только усугубили положение – вплоть до случаев травмирования и даже гибели людей от бродячих собак. В свою очередь, за подобными трагедиями следовала реакция властей и населения, выражавшаяся в возобновлении отстрелов или распространении массовых потрав собак. Так, попытки мгновенно достичь «полной гуманности» привели к прямо противоположному результату – массовому страданию и людей, и животных.
Многие регионы России фактически постоянно мечутся между двумя тупиковыми подходами – то отлов фактически не ведут или заменяют неэффективной программой ОСВ, то начинают экстренные «зачистки» бездомных собак после очередного трагического инцидента, не особо задумываясь о методах. Так продолжается уже многие годы, и степень накала социального противостояния между «любителями» и «противниками» животных только нарастает.
Мы против такого метания между двумя крайностями.
Мы предлагаем нормальный, взвешенный третий путь, который прекрасно себя показал во всех развитых странах мира, которые успешно решили или решают проблему бездомных собак. Этот подход вполне осуществим и в нашей стране, с определенными коррективами применительно к российским условиям – и тому есть примеры, к сожалению, пока немногочисленные. Опираясь на многолетний опыт международных зоозащитных организаций, мы констатируем, что работает только комплексный подход, включающий профилактику бездомности: контроль за разведением домашних животных, их регистрация и чипирование, льготная стерилизация питомцев малоимущих владельцев, пропаганда ответственного владения животными и строгая ответственность за нарушение правил содержания (кстати, вопрос о такой ответственности пока не обрел достаточного понимания на всех уровнях власти). Для бездомных животных мы предлагаем самый эффективный способ – развитие сети сотрудничающих приютов. Это и частные, и общественные приюты, и, что очень важно - муниципальные приюты неограниченного приема, принимающих всех поступающих от населения или служб отлова животных (подобный опыт есть в Москве).
Мировой опыт свидетельствует, что не для всех животных можно подыскать хозяев, и, следовательно, через определенный срок в приютах неограниченного приема допустимо усыпление невостребованных животных (если их не возьмет другой приют). Эта возможность, конечно, вызывает сожаление – но для реального снижения количества усыплений нужен не произвольный запрет усыпления (в реальности это будет лишь декорация, за которой будет страшная смерть в переполненных приютах от голода и болезней или гибель на улицах). Нужна долгая кропотливая работа и властей и зоозащитников над просвещением и повышением ответственности владельцев, сокращением потока щенят и котят, увеличением профессионализма зоозащиты.
Наше мнение подтверждается выводами и рекомендациями всемирных зоозащитных организаций по этому поводу (также можно ознакомиться здесь).
Вопросы финансирования данных программ тоже вполне решаемы. Утверждения о том, что все средства на местах растрачиваются не по назначению (то есть разворовываются), поэтому и нет результата - не соответствуют действительности. Как правило, в регионах на решение проблем бездомных животных наоборот, тратятся недостаточные суммы, и, кроме того, используются на принципиально неэффективные методы – отсюда и отсутствие результатов! При введении комплексного вменяемого подхода можно будет реально увидеть его результативность, следовательно, эффективнее контролировать расходование средств. Кроме того, при организации сотрудничества (а не противостояния) с зоозащитой можно будет широко привлекать внебюджетные благотворительные источники.
К сожалению, пока в нашей стране вопрос бездомных собак вызывает больше бесконечных скандальных обсуждений в СМИ, чем принципиального обсуждения во властных структурах с привлечением настоящих (а не мнимых) специалистов и ответственных опытных общественников. Экспертное мнение сплошь и рядом подменяется «гуманной» демагогией одних и тех же «медийных лиц», от которой уже много лет нет никакого проку. Решения в регионах принимают без анализа чужого опыта и хотя бы минимальной оценки последствий. Мы полагаем, что пора кончать с этой порочной практикой и сформулировать, наконец, четкую государственную политику в данной сфере. Мы готовы оказать всемерную помощь в этом деле, привлекая наш опыт и активистов.
Подробнее о проблеме и путях ее разрешения тут:http://bolshieserdca.ru/russian-%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B/