Пока государственные структуры пишут законы и ищут, на кого бы возложить финансовое и кадровое бремя по их выполнению, рядовые граждане надеются только на себя. Тратят своё время, силы и деньги на то, чтобы сделать нашу жизнь безопасней.
С глаз долой, из сердца вон
- Если через два часа вы и ваши друзья не заберёте этих животных, то я выброшу их на улицу! – услышала как-то утром пенсионерка Марина Сергеевна от внучки своей соседки. Девушка решила переехать в квартиру своей бабушки, едва узнав, что её увезли в больницу с инсультом.
Марина Сергеевна бросилась к телефону – и к полудню пять собак и 18 кошек были переданы в надёжные руки.
Этот случай, который произошел с её знакомой, рассказала мне Анна Воронина, представляющая Воронежский региональный благотворительный общественный фонд защиты животных «Право на жизнь». Именно она вместе с другими волонтерами фонда помогла своей соратнице, когда-то основавшей одну из первых зоозащитных организаций Воронежа «БИМ».
На этот раз мяукающая и лающая братия благодаря отзывчивости сотрудников и волонтеров фонда была спасена от голода и холода. Кошек пристроили к друзьям и знакомым, собак – в стационары ветеринарных клиник. Деньги за содержание - 200 рублей в сутки за каждую собаку – они отдают из своего кармана. Одну, семилетнюю дворняжку, Анна привела к себе домой.
Мы в ответе за тех, кого приручили…
Анна Воронина – одна из тех, кто не может равнодушно пройти мимо попавших в беду Мурзиков или Каштанок. При этом она не станет разливать суп по мискам в подъезде, чтобы поддержать бездомных котов. Также не согласится превратить свою квартиру в звериный приют. Сейчас в ней живут две собаки и две кошки. Всех она подобрала на улице в плачевном состоянии.
- Во всём должна быть система, - считает моя собеседница.– Как бы не было жаль подброшенных в подъезд животных, «мисочничество» их не спасёт. Не решат проблему и сердобольные горожане, которые собирают в своих квартирах по нескольку десятков котов и собак, не обеспечивая при этом должного ухода и питания. По оценкам экспертов, в России 80 процентов безнадзорных животных когда-то имели хозяев. Сейчас в моей практике выброшенные составляют 98 процентов. В нашей стране в последние годы сильно развилось социальное иждивенчество. Если ты берешь животное, то будь готов нести за него ответственность, а не перекладывать её на других. Конечно, легче выбросить щенков или котят от внеплановой вязки на улицу или подбросить в приют, чем давать объявления, чтобы их пристроить в добрые руки. Необходимо воспитать в наших согражданах ответственность. «Мы в ответе за тех, кого приручили», - эти слова должны помнить все, кто решил завести себе четвероногого друга.
По словам Анны Ворониной, в СССР любой человек, прежде чем завести породистое животное, должен был представить справку из психоневрологического диспансера. Но сначала ему предстояло пройти тесты, выявляющие его готовность к этому шагу. Потом от такой практики отказались. Кроме этого, до середины 90-х годов прошлого века существовали строгие требования к плановой вязке, оговаривался возраст – не младше двух лет. Сейчас это редко кто соблюдает. Недавно волонтёры фонда стали свидетелями продажи на рынке щенков от породистой собаки, которой от роду и девяти месяцев не исполнилось.
- Продают щенков, страдающих эпилепсией и прочими серьезными заболеваниями, родившихся от вязки между родственниками, - продолжает Анна. - Главное – любым способом получить прибыль. Хорошо ни в чем себя не ограничивать и ни за что не отвечать. Выбросил мусор в подъезд – за тобой убрали. Выкинул на улицу животное – его подобрали. А потом возникнет желание избавиться от своих престарелых родителей.
В 2013 году в Воронеже было зафиксировано много случаев, когда кошек или котят на полном ходу выбрасывали из окна машины на полосу встречного движения. В то же время Воронеж входил в пятерку городов, где движение живодеров-догхантеров - убийц собак – было наиболее развито. Также растут случаи их распятия. Всё это – показатели агрессивности и социального напряжения в обществе. Соответственно выросло и количество тяжких преступлений в отношении людей. На основе движения догхантеров появилось новое – пиплхейтеры, которые считают, что на улицах города не место проституткам, бомжам и гомосексуалистам, наркоманам и алкоголикам.
Для кого закон написан?
Бороться с безответственностью по отношению к животным можно и нужно при помощи законов. Но… Вот уже почти четыре года в недрах Государственной Думы РФ «гуляет» законопроект с красноречивым названием «Об ответственном отношении к животным». Весной 2011 года его приняли в первом чтении, а затем отправили на доработку. С тех пор о нём мало кто из депутатов вспоминал.
Их коллеги из Воронежской областной Думы, видимо, оказались более сердобольными. В апреле 2013 года они приняли законы «О безнадзорных животных на территории Воронежской области» и «О содержании домашних животных-компаньонов». Местные законодатели постарались предусмотреть каждую мелочь. Но забыли главное – прописать, кто именно должен заниматься отловом, размещением и содержанием бездомных животных в приютах.
- По этой или по другой причине, но законы не работают, - констатирует общественница. – В принципе, денег больших на их реализацию не требуется. Только воля и желание. А еще последовательная государственная политика, в том числе и в отношении заводчиков. По закону, положено утилизировать трупы животных в биотермических ямах на полигонах ТБО, так называемых ямах Беккери, а также на Гремяченском ветсанутильзаводе. Последняя такая яма была закрыта в 2009 году. Они имеются только при животноводческих комплексах. В село Гремячье Хохольского района редко какая бабушка повезет свою умершую кошку, да и трупы домашних животных там не принимают. На новом полигоне подобную яму не создали, хотя, по закону, она должна там быть. Вот и хоронят горожане своих бывших питомцев в ближайших лесопосадках, нарушая при этом ряд санитарных норм. Можно привлечь их к ответственности? Можно, но сначала надо выполнить то, что предусмотрено законом.
Ответственность можно воспитать
Два года назад Анна Воронина разработала Проект «Животные и общество», который вскоре получил грант комитета гражданских инициатив. Его суть – воспитание у детей и подростков гуманного и ответственного отношения к животным, сокращение популяции безнадзорных животных, формирование правоприменительной практики и системы защиты животных от жестокого обращения.
- Добиться этого можно при помощи СМИ, размещения в людных местах социальной рекламы, проводя тематические лекции в вузах и ссузах, уроки биоэтики в средних школах, считает Анна. – При поддержке городского Управления образования и областного Департамента науки, образования и молодежной политики такие уроки уже проводятся в ряде школ. Но наших сил не хватает, мы ведь все, помимо общественной нагрузки, имеем основное место работы. Поэтому уроки биоэтики записаны на диски, и теперь их могут использовать учителя при проведении классных часов в любое удобное для них время.
На реализацию проекта предусмотрено пять - семь лет. Первоначальные вложения бюджетных средств не превышают те суммы, которые потрачены в прошлом году на отстрел бездомных животных. В год на эти цели уходило до семи миллионов рублей. Такую жестокую меру оправдывали необходимостью борьбы с бешенством и необходимостью улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки. Но жизнь доказала: чем чаще стреляют – тем выше рост бешенства. Тогда как при стерилизации и возвращении четвероногих в место их обитания заболеваемость бешенством существенно снижается.
- Освободившуюся нишу новые животные заполняют за полгода, - объясняет Анна. - Но ещё быстрей её занимают дикие животные – лисы, крысы, мыши, особенно на окраинах городов и в селах. «Помогают» этому процессу не вовремя убранные свалки и мусорные контейнеры. С января 2014 года отстрел прекратился благодаря вмешательству природоохранной прокуратуры и зоозащитников. Проект предусматривает прекращение бюджетного финансирования через пять лет. За оставшихся животных будут нести ответственность некоммерческие организации и волонтёры. Нам говорят: это не сработает, надо снова вводить отстрел. Но мы 40 лет стреляли, а толку нет. А проект уже работает: видели бы вы глаза детей на наших уроках. Уверена, что отныне им не придёт в голову мысль пнуть собаку или бросить камнем в кошку.
Свободного времени у Анны Ворониной нет совсем. Но ей и некогда переживать по этому поводу. Она пишет обращения в правоохранительные органы с просьбой принять меры по отношению к недобросовестным хозяевам собак, нападающих на детей. Составляет программы, участвует в акциях, размещает объявления на сайте Фонда «Право на жизнь» с предложениями принять в дом выброшенных кем-то за ненадобностью подросших щенков и котят. Ухаживает в качестве куратора за животными. Как за теми, кто сейчас живёт в её квартире, так и за переданными в порядке очереди после проведения необходимого лечения, стерилизации и прививок в приют. К слову, на всё это она тратит свои, а не государственные, деньги. Зачем?
- Меня волнует безопасность моих детей, моей семьи, друзей. Жестокость и безответственность деформируют общество. Если это не остановить, то последствия не замедлят сказаться на каждом из нас.
Источник: газета «Коммуна» №148 (26364), 31.10.2014г.