Жители республики и ее столицы давно воспринимают беспризорных домашних животных – обитателей улиц и дворов – как часть повседневного пейзажа. Одичавшие собаки регулярно кого-то кусают, а кого-то, напротив, привечают за оставленное у подъезда лакомство. Жизнь вроде бы идет своим чередом, вот только четвероногих становится все больше, а горожанам становится все сложнее с ними сосуществовать. Меры, предпринимаемые муниципалитетом для решения «вечно актуальной проблемы», пока особой погоды не делали. Но, похоже, что в этом году правительство Бурятии все-таки возьмет инициативу на себя и предпримет самые радикальные действия.
ДЕСАНТ ИЗ ДВОРНЯГ
Как же поступали с бездомными животными в Улан-Удэ до настоящего времени? В октябре 2008 года Народный Хурал принял неплохой по своей сути законопроект «О содержании и защите домашних животных на территории Республики Бурятия». Он предоставлял городской администрации широкий круг полномочий по заботе о домашних животных, подразумевал создание муниципальных приютов и ветеринарных пунктов. Кроме того, было заявлено о возможной стерилизации и вакцинации бродячих собак в случае их возвращения на место отлова. Также предусматривалось создание специализированной службы при муниципалитете, которая и должна была отлавливать бродячих животных на улицах.
Решив взять на себя полномочия по контролю численности бродячих животных, республиканская власть намерена действовать радикально в отношении бездомных «меньших братьев» - отлавливать и «гуманно усыплять» в течение 10 дней
Жаль только, что большинство статей законопроекта носило рекомендательный характер. В городском бюджете постоянно не хватает средств для улучшения жизни людей, чего уж говорить о собаках. В итоге в Комбинате по благоустройству сделали акцент на положении, которое давало городу право на субсидии в случае каких- либо активных действий. И чиновники принялись заключать договоры на отстрел собак с охотничьими хозяйствами, заготавливать дротики с медленно действующим ядом, даже установили несколько вольеров для передержки животных. Особого внимания заслуживают мероприятия по отлову и вывозу собак в Тарбагатайский район, которые на бумаге проводились стахановскими темпами. Правда, на многочисленные запросы местных СМИ об освещении «одного дня из жизни работника благоустройства, занимающегося отловом собак», в муниципалитете неизменно отвечали отказом.
Почему в таком социально значимом деле даже не пахнет прозрачностью? Ответ найдется легко, просто посмотрим на объемы финансирования отлова бездомных животных в Улан-Удэ. Четыре года назад Комитет городского хозяйства рапортовал о поимке и депортации из города 8 тысяч собак, на эти цели было освоено около 7 миллионов рублей. Затем отловили уже 9 тысяч собак, потратили на это 10 миллионов. В 2012 году было выделено 16 миллионов на поимку 12 тысяч четвероногих. 2013 год принес нам новый рекорд – порядка 18 миллионов потрачено на вывоз из Улан-Удэ 15 тысяч собак (софинансирование из городского и республиканского бюджета осуществляется по принципу 50 на 50). Вопрос на засыпку – а сколько же у нас сейчас бесхозных животных в городе? Мы имеем дело с весьма редким обратным эффектом – чем больше выкачивается бюджетных средств на отлов собак, тем больше четвероногих появляется в Улан- Удэ к следующему году. Впору задуматься, не засылают ли их в столицу республики парашютно-десантным способом? Примечательно, что Счетная палата Бурятии почему-то не торопится проверять все эти немалые расходы…
СОБАКИ ИДУТ ЛЕСОМ
Пару лет назад администрация города озвучила колоссальную цифру в 50 тысяч бездомных животных на наших улицах. Если продолжать верить ее данным, то значительная часть пойманных собак ныне должна обживать леса Тарбагатайского района. Впрочем, у зоозащитников Бурятии имеется свое мнение по данному вопросу.
- В бытность Гемали Гендуновой заместителем мэра, в Улан-Удэ пытались проводить регистрацию животных. Но потом все снова отложили в долгий ящик. Давайте я с таким же успехом скажу, что у нас в городе пять тысяч беспризорных собак. Как узнать истину, если их никто никогда не пересчитывал? – задается вопросом президент Байкальского общества защиты животных и создатель приюта «Надежда» Людмила Левантуева.
Странно, что Комбинат по благоустройству предпочел тратить выделяемые средства исключительно на вывоз животных за пределы города. В лесах собаки дичают, нападают на людей и мелких животных, продолжают бесконтрольно размножаться и разносить болезни. Многие вскоре возвращаются в столицу и начинают бороться за территорию, уже занятую их «коллегами». Объемы финансирования вполне позволяли построить несколько муниципальных приютов, начать программу по стерилизации… Но топорный тезис хозяйственников звучит так: убивать по закону нельзя – значит, будем вывозить. Хотя в действительности и без убийств собак в Улан-Удэ не обходится, причем такие случаи далеко не единичны.
- Сейчас у нас повсеместно происходят массовые отстрелы и травля животных. Кто будет проверять, сколько трупов собак сбросили в скотомогильник? Часто собак убивают в дневное время, прямо на глазах у женщин, детей, пожилых людей. При этом для усыпления используются дротики с крайне токсичными веществами, запрещенными во всем мире. Они вызывают длительную, мучительную смерть животного. Нам часто звонят люди, которые становятся свидетелями расправы с собаками, видят их судороги прямо на автобусных остановках… У нас что, каменный век на дворе? – недоумевает глава общественной организации «Зоозащитники Бурятии» Наталья Филиппова.
УЗАКОНЕННОЕ УБИЙСТВО
Кому-то в правительстве Бурятии очень захотелось изменить текущее положение дел и забрать у администрации Улан-Удэ «удобную» статью для финансирования, а с ней и полномочия по контролю численности бродячих собак. Вопрос о разграничении ответственности города и республики даже потребовал разбирательств в Верховном суде России. В итоге победителем в споре вышла республиканская власть, которая и внесла на рассмотрение в Народный Хурал значительные поправки к законопроекту 2008 года. И кажется, наше правительство в очередной раз пошло по пути наименьшего сопротивления…
Согласно новому законопроекту, затраты на отлов и содержание безнадзорных животных в Улан-Удэ составят 83,4 миллиона рублей. Сумма немалая, особенно с учетом предельного дефицита бюджета Бурятии на ближайшие годы. При этом из новой редакции исключили пункт о стерилизации, регистрации животных и их возвращении в место отлова. Зато в нем тщательно подводится основа под уничтожение до 75 процентов пойманных собак в течение полугода. Более того, 50 процентов животных, помещенных в специально созданный республиканский приют, автоматически записываются в «агрессивные, неизлечимо больные или заразные для человека». Этих четвероногих планируется «гуманно усыплять» в течение десяти дней. Звучит дико, но предварительное финансовое обоснование закона сформулировано именно так.
Многочисленные гуманные формулировки в тексте документа просто ретушируют самый жестокий способ решения проблемы, выбранный республиканскими властями и заочно поддержанный народными депутатами. Как уже высказался спикер Народного Хурала Матвей Гершевич, «собака не может быть на улице без хозяина и бездомной… в отношении этого животного надо решать радикально». Неудивительно, что зоозащитники приняли нововведения в штыки, окрестив их не иначе как «узаконенным убийством».
- Мы категорически против таких мер. Уже сейчас нам звонят горожане, предлагают проводить акции протеста. Ну, что нам делать? Голодать или приковывать себя цепями к зданию правительства? Зоозащитники Бурятии уже предоставили свой отзыв на данный законопроект. Надеюсь, что в Народном Хурале его не проигнорируют. Будем ждать окончательного решения депутатов по итогам сессии. Может быть, среди них найдутся благоразумные люди. Сколько же можно убивать животных, мы все-таки живем в цивилизованное время! – говорит Людмила Левантуева.
– Наше мнение однозначно – сокращение численности животных возможно только через стерилизацию. Достаточно просто лишить самок возможности приносить потомство, самцов можно вообще не трогать. Ведь стая всегда формируется вокруг самки, в противном случае собаки будут жить обособленно. Агрессию они проявляют только в том случае, если рядом щенки, или в период «собачей свадьбы». А когда собака стерильна и привита, никакой опасности для человека она не представляет. Если полномочия по регулированию численности бездомных животных все-таки будут переданы городу, необходимо будет принять муниципальную программу по гуманному регулированию численности, ориентируясь на положительный пример других регионов – Татарстана, Санкт-Петербурга, Москвы, Пензы, Челябинска, Краснодара, Красноярска и так далее. При строгой отчетности и честности исполнителей реальная численность собак на улице ежегодно снижается, как и затраты по этим программам, – отмечает Наталья Филиппова.
ОТВЕТ ЗА ПРИРУЧЕННЫХ
На самом деле к обсуждению проблемы должны повсеместно подключаться средства массовой информации. Кто еще будет вести просветительскую деятельность? Кто будет объяснять детям, что издеваться над животными и, тем более, убивать их – недопустимо? Кто расскажет взрослым, что они в ответе за своего любимца и за все его потомство? Ведь главным «поставщиком» в армию бездомных собак в Бурятии является частный сектор. Хозяева сами спускают собак с цепи на короткое время, дабы они «последовали зову природы». Или не следят за самками, к которым наведываются бродячие ухажеры. А затем на улицах неизбежно появляются коробки со щенками…
В итоге получается, что в любом «новом поступлении» домашних животных на улицу изначально виноваты люди. Мы сами довели ситуацию с одичавшими собаками в Улан-Удэ до критической точки. И кто, если не мы, наконец, возьмет на себя ответственность за ее цивилизованное разрешение.
Иван ВАГАНОВ.
http://zentralka.ru/index.php/territoriya-prava/1604-sobachya-dolya?hitcount=0