Наводнение, постигшее Приамурье, стало настоящим бедствием не только для людей, но и для животных. Наступающая на населенные пункты вода беспощадно лишает крыш над головой и сельчан, и братьев наших меньших — кошек и собак. И если первых в спешке покидающие дома жители порой еще могут взять с собой, вывезти сельских цепных псов во время всеобщей эвакуации не получается. Спасение утопающих питомцев в этом случае — дело рук благовещенца Александра Айзверта.
Двор его частного дома стал временным приютом для собак, привезенных из затопленных сел. Сегодня здесь живут около двух десятков псов.
Спасатель-доброволец
О том, что кто-то может взять на время их питомцев, многие попавшие в беду жители не знали и вынуждены были отпускать четвероногих на волю, сожалеет спасатель-доброволец.
— Они их просто с поводка отпустили, и все. Где-то эти псы сейчас в стаи собьются и голодают, мокрые бегают, — сочувствует братьям меньшим Александр Николаевич. — Конечно, эти собаки не утонули, они ведь умеют плавать и до берега всегда доберутся, но теперь они бездомные. Потом «доброжелатели» будут их травить и отстреливать. А ведь собака — это член семьи.
Во имя спасения животных в затопленные Владимировку и Усть-Ивановку благовещенец, родившийся, кстати, в год Собаки, сделал несколько рейсов. Из каждого привозил по несколько мокрых и испуганных псов.
— В назначенное время я приезжал, животных вывозили к дороге на лодках или выводили по воде. Два раза я съездил во Владимировку, четыре — в Усть-Ивановку. Правда, один раз зря — мне позвонили, вызвали, а когда приехал, выяснилось, что вода еще не пришла. Но через пару дней уже отправился туда экстренно, потому что затопление в этом селе началось, — вспоминает горожанин.
Узнав из СМИ, что происходит в селах, он, охотник со стажем и большой любитель собак, не помочь просто не мог. Александр предлагал помощь и пострадавшим людям, разместив в социальной сети «Одноклассники» объявление про то, что готов принять у себя семью из 4—5 человек. Один раз в его гостеприимном доме переночевала бабушка из подтопленного дома, в ближайшее время заселится мужчина с 78-летней матерью. Страничка в «Одноклассниках» между тем стала площадкой для общения между всеми, кто готов был помочь. Телефон Александра находится в свободном доступе — на него постоянно звонят и предлагают помощь, хотя чаще просят провести очередную спасательную операцию для обездоленных четвероногих.
Приют под открытым небом
Спасенные собаки живут во дворе у Александра Айзверта в двух-трех метрах друг от друга. Сидеть им приходится на привязи, так как характер у большинства — задиристый. Это вовсе не диванные собачки, а настоящие сторожевые псы. До наводнения их в прямом смысле слова держали на цепи. А теперь, оказавшись рядом, они конфликтуют, здесь даже случались драки с кровавыми ранами.
— Возникают проблемы, потому что собаки агрессивно настроены по отношению к друг другу, — качает головой владелец «собачьей гостиницы» во дворе. — Поэтому мы сделаем вольеры и будем рассаживать в них собак по характеру, по возрасту, по полу, по наличию прививок, нужно учесть много всяких нюансов.
Сейчас у Александра живет 18 собак, а всего через его добрые руки прошло 26 питомцев. Кому-то из них он сумел найти хозяев еще до того, как они успели приехать во двор на постой. Раздать удалось уже шесть псов, люди постоянно звонят и интересуются, можно ли взять собаку. Правда, чаще ищут маленьких, которых можно содержать в доме. Между тем здесь таких нет — в основном большие сторожевые псы.
— Это вот Тузик, — гладит с улыбкой неугомонного рыжего песика Александр Николаевич. — Он у нас самый цирковой. Был такой грязненький, мокренький, мы его подстригли, срезали все катышки. А это лайчонок Грей, он скоро приобретет нового хозяина.
Псы своему спасителю, знающему их всех по именам, явно рады: ластятся к нему и заглядывают в добрые глаза.
— Вот Соболь — самый проблемный пес. Его держали в вольере, он, кроме хозяев, никого не знает. Для него это был шок — изменить место жительства. Четвертый день у нас осваивается, характерный, — подходит к сидящему на цепи угрюмому черному Соболю Александр. — На днях его приходили проведывать хозяева.
— А это — Цыган из Усть-Ивановки, вот он был самый перепуганный. Такие глаза у него были, когда по воде вели… Его заберут старые хозяева, когда появится возможность. А ну, Цыган, покажи, как ты пляшешь, ну, попляши, попляши, — просит мужчина забавно «пританцовывающего» на месте питомца.
Помимо спасенных, у Александра живут несколько своих собак, у одной из них недавно появились щенки. Интересно, но, кроме одной, все — такие же приемные. Одну из них не так давно мужчина спас от смерти: у пожилого хозяина не было средств для оплаты дорогостоящей операции, собаку предложили усыпить. Александру о ней рассказали знакомые из ветклиники. Он оплатил операцию на лапе и забрал песика к себе. Необходимую ветпомощь в этом дворе получают все постояльцы. С ветеринарами хозяин держит постоянный контакт.
Спасение из китайского дома
За домом, в карантинной зоне, отдельно от других живут спасенные недавно собака и три ее щенка. Их в полях в районе Северного водозабора бросили погибать китайские рабочие. Спасательная операция длилась два дня. К затопленному дому подплывали на лодке, пытались достать с крыши обезвоженных и испуганных щенков. Их мама, видимо, спрыгнувшая попить, сидела на подоконнике лачуги и не могла снова залезть наверх.
— Спасать «китайцев» было сложнее всего. Они не давались в руки, в первый день к еде не подходили. Только на второй день начали есть — накинулись на привезенного им сома. Даже дрались. На крыше они не могли даже пить. Собака-мать была очень перепугана, исхудавшая была страшно. Они бы умерли от голода, но, наверное, раньше — без воды, — рассказывает страшную историю Александр Айзверт. — Условия, в которых жили китайцы, были невыносимы, животные содержались еще хуже.
Щенков и маму показали ветеринару. Прежде чем оказаться в добрых руках, им еще предстоит сделать прививки, а от глистов их уже избавили.
Остаемся зимовать
Изначально питомцев из затопленных сел благовещенец брал с условием, что они поживут у него временно, пока хозяева не смогут забрать их обратно. Но жизнь распорядилась по-своему: уже сейчас ясно, что кто-то из четвероногих останется в этом временном приюте зимовать, если не найдет новых владельцев.
— Стали поступать звонки от хозяев и стали говорить, мол, вы нас извините, мы не думали, что так получится, но нам теперь самим в зиму жить негде. Жилье непригодное, не знаем, где будем ютиться сами, — рассказывает Александр Николаевич. — Они и сами будут стараться пристроить своих собак, и я буду помогать искать им новых хозяев. А что делать — люди попали в беду, я их понимаю.
С кормежкой спасенных собак проблем нет: горожане приносят сухой корм, мясные обрезки, отдают остатки из пищеблока областной больницы. Миски с едой стоят полные.
— У нас сейчас в плане еды изобилие, — радуется Александр. — Появились холодильная камера и два холодильника, попросил все это через сайт. Вон там, в сарае, мы оборудовали пищеблок, стоит электрическая плита. Готовим пищу на ней, потом раздаем.
Но проблемы все-таки есть: для того чтобы собаки нормально перезимовали, нужен вольер. Хотя на самом деле он необходим уже сейчас, иначе принимать новых животных в этом дворе не смогут: все возможные места уже заняты.
— Я еще буду брать собак, когда построю вольеры. Вот только есть проблема: стройматериалы имеются, добрые люди помогли приобрести, а вот рабочих рук — нет. Нужны рабочие руки, элементарно некому мне даже доску подержать. Я, к сожалению, не могу все построить один, — с горечью говорит Александр Николаевич.
Если не появятся добровольцы, готовые помочь, дело по постройке вольеров затянется. На своей страничке в «Одноклассниках» Александр Айзверт вчера написал с грустью, что многие могут только ставить «класс», оценивая фотографии спасенных и оставляя комментарии. А вот оказать реальную помощь готовы лишь единицы.